Корзина

Ваша корзина пуста
Корзина:
0 шт. 0 руб.

Весна — время красить волосы! Часть 2: учебный курс штукатурно-малярных работ

05.01.2018

Итак, я продолжаю тему, начатую здесь

Как я и обещала, сегодня мы совершим экскурс в анатомию и физику: изучим теоретические основы процесса окрашивания и поговорим о главном отличии натуральных красителей для волос от их химических «конкурентов», о механизме окрашивания волос и воздействии красящих смесей на волосы.

Как показывает практика, самое большое количество ошибок при использовании натуральных красителей происходит именно из-за непонимания сути механизма окрашивания. Многие неправильно полагают, что хна — это обычная краска, только натуральная и безвредная. Этот неверный посыл и приводит к разочарованиям.

Хна — это краситель радикально иного механизма окрашивания, нежели привычные для нас химические краски, которые просты и незамысловаты в использовании. Ее взаимодействие с волосом происходит по иному принципу и требует соблюдения определенных условий. Как же происходит процесс окрашивания?  Разберем этот вопрос на уровне анатомии волоса.

12.jpg

Как все вы знаете, волос состоит из трех слоев: кутикулы (покровный чешуйчатый слой), кортекса (средний слой «одеревеневших» кератиновых волокон, «кора» волоса, которая содержит наш собственный пигмент — меланин) и мозговой сердцевины (центральный слой живых жидких кератиновых волокон). Все три слоя анатомически и физиологически неразрывны и в норме присутствуют у любого человека. При этом, кортекс анатомически является ороговевшим продолжением мозговой сердцевины, а кутикула плотно спаяна с кортексом липидным кожухом — молекулами жирных кислот, связанными с кератином волоса ковалентными связями через атом серы. Этот липидный кожух защищает кортекс от внешнего воздействия, предотвращает разрушение волокон кератина и потерю зерен меланина, которые крепко «вплетены» в кератиновый каркас.

В зависимости от целостности волокон кератина коркового слоя, а также прочности и плотности прилегания к нему покровных чешуек, волосы делятся на шелковистые (гладкая поверхность волоса с плотным прилеганием чешуек и тугим переплетением кератиновых волокон) и пористые (шероховатая поверхность волоса с неполным прилеганием чешуек и рыхлым переплетением кератиновых волокон с большим количеством пустот). Пористые волосы сильнее подвержены воздействию агрессивных сред, легче утрачивают эластичность, высыхают, ломаются, быстрее выгорают (теряют меланин), но легче окрашиваются (любым красителем). Шелковистые волосы, напротив, более устойчивы и эластичны. Окрашиваются они (благодаря своей прочности) труднее, но краситель держится на них более стойко.

Но не только прочность и плотность кутикулы  влияет на способность к окрашиванию: расположение и размер зерен меланина и преобладание того или иного его вида (желто-красный или черно-коричневый) также играет важную роль — от этого зависит получаемый в результате окрашивания цвет.

При окрашивании волос химическими красителями происходит полное или частичное замещение собственного пигмента волоса на искусственный пигмент красителя. Для этого, все без исключения искусственные красители содержат в своем составе агрессивные компоненты (такие как: персульфаты, резорцин, перекись водорода, аммиак и тому подобные), которые разрыхляют липидный кожух между кутикулой и кортексом, разрывают и расщепляют плотные кератиновые волокна кортекса, выдавливают зерна меланина и, наконец, заполняют пустоты искусственным пигментом. Как следствие, волос может изменить цвет радикально, но при этом утрачивает целостность и постепенно разрушается. Из-за разрушения кератиновых волокон искусственный пигмент очень быстро вымывается, что заставляет нас вновь и вновь прибегать к повторным окрашиваниям, которые с каждым разом только усугубляют ситуацию и ведут к полному разрушению волоса по длине.

И здесь расчетливая косметическая промышленность, и предприимчивые мастера-парикмахеры не дают нашим волосам умереть спокойно, не выдоив из нас все до последнего рубля (или последнего волоса): силиконы, кератины, витамины, вазелины и протеины — в ход идет все, что позволит склеить жалкую мочалку, оставшуюся от волос, хотя бы на время… Поэтому, мы слишком поздно замечаем проблему, чаще всего тогда, когда ее уже невозможно решить ничем, кроме ножниц.

Некоторые из моих покупательниц, после перехода на мытье волос натуральным мылом, замечают, что волосы начинают катастрофически «сечься» на концах и считают, что это связано с мылом. Однако, мыло здесь не при чем! Это как раз яркая демонстрация моих слов: как только мы перестаем «склеивать» рассыпающийся в прах кератин силиконами промышленных средств, волосы (а вернее то, что от них осталось) тут же начинают обламываться вплоть до самых корней. Ибо механической целостности волос давно уже нет, просто под толстым слоем «клея» мы этого не замечаем! Но если рассмотреть поврежденный волос под микроскопом, картина будет удручающей:

13.jpg

Механизм окрашивания натуральными красителями совсем иной. Натуральные красители содержат слишком незначительное количество веществ, способных хоть сколько-нибудь воздействовать на липидный кожух волоса, поэтому они просто не в состоянии проникнуть в кортекс и вытеснить натуральный пигмент.

Кератиновые волокна при окрашивании натуральными красителями не повреждаются, переплетение их не ослабевает, и меланин полностью сохраняется внутри кортекса (что и влияет на итоговый цвет волос после окрашивания). Но тогда каким же образом хна позволяет добиться изменения цвета волос? О, это сложный многоступенчатый процесс!

Начинается он в момент заваривания и настаивания сухого растительного порошка: частицы лавсона экстрагируются водой с образованием коллоидного раствора. Должна отметить, что в экстрагировании (по-простому — «заквашивании») нуждается любая хна, независимо от того, богата она пигментом или нет (пигмент в обязательном порядке требуется перевести из клеток растительных тканей в коллоидный раствор, иначе он физически не сможет попасть на волосы). Если продавец говорит вам, что его хна в этом не нуждается, так как она «качественная», он либо не понимает сути процесса, либо лжет, либо торгует хной с подмесом химического красителя, либо стремится не упустить своей выгоды, заставляя вас тратить больше растительного порошка, чем нужно для одного окрашивания.

Нельзя окрасить волосы без предварительной экстракции пигмента! При этом, чем жиже будет смесь (чем больше в ней воды), тем быстрее и полнее завершится процесс экстракции. И это не мои «придумки», это — физика: законы диффузии вообще и закон Фика в частности, согласно которому процесс диффузии напрямую зависит от градиента (возрастания) концентрации раствора.

И я могу подтвердить это на простом и наглядном опыте (чем отличается физика и химия от гуманитарных наук? Тем, что здесь все сказанное легко проверить и отличить действительность от претензий на оригинальность: сказал — докажи!). Итак, доказываю: берем два стакана, всыпаем в них равное количество хны (самой дешевой) и заливаем водой температурой 80-90°С. Только в один стакан наливаем 200мл воды, а в другой ровно столько, чтобы развести хну до состояния густой сметанообразной консистенции, которую обычно продавцы хны рекомендуют для нанесения на волосы:

14.JPG

Оставляем стаканы на час-полтора, чтобы экстракция завершилась как можно полнее и сопоставляем результаты. Для этого доводим объем воды во втором стакане до уровня первого, взбалтываем содержимое обоих стаканов и оцениваем цвет.

Как видите, в первом стакане, где воды изначально было больше, цвет настоя гораздо более насыщен пигментом, нежели во втором. Малое количество экстрагента (воды) во втором стакане быстро пресытилось даже небольшим количеством пигмента, диффузия критично замедлилась, что не позволило осуществить экстракцию до конца, до полного истощения растительного сырья. Иными словами, бо́льшая часть пигмента так и осталось лежать мертвым грузом в тканях растительного сырья, а значит использованное нами количество красителя было потрачено зря:

15.JPG

Таким образом, окрашивание начинается с правильного процесса экстрагирования пигмента, благодаря которому коллоидный водный раствор получается максимально насыщенным.

Далее, при нанесении коллоидного раствора на волосы, тонко диспергированные в нем частички пигмента слой за слоем осаждаются на поверхность волоса, аналогично тончайшим слоям венецианской штукатурки. Сначала эти слои практически полупрозрачны, но постепенно «набирая вес», все глубже и глубже пропитывая и «цементируя» кутикулу, заполняя собой все пустоты, неровности и шероховатости, они приобретают нужную толщину, яркость и прочность «хитинового покрова». Пигменты в комплексе с таннинами спрессовывают и уплотняют поверхностные слои волоса, тем самым утолщая волос, делая его прочнее и тверже.

Как видите, процесс окрашивания идет не изнутри волоса, а снаружи по принципу «цементирования», а не замещения меланина колорантом. Именно поэтому хну невозможно смыть ничем, кроме ножниц. Однако, и окрасить волосы до нужного уровня интенсивности и глубины цвета тоже непросто! Чтобы нарастить необходимую толщину «цементирующего» слоя потребуется время, не менее шести-восьми регулярных окрашиваний, которые займут около полугода.

16.JPG

И хочу предостеречь вас от попыток «ускорить» процесс. Не забывайте, что оседающий на волосах краситель не только утолщает волосы (что дает возможность обрести столь желанный объем), но и утяжеляет их! Необходимо, чтобы волосяные фолликулы успели адаптироваться к повышенной нагрузке. Окрашивание натуральным красителем можно сравнить с отделочными работами: на бетонную стену сначала наносят контактный состав, затем черновую штукатурку, затем грунтовку, чистовую штукатурку, еще один слой грунтовки и, наконец, финишную шпаклевку. Важно точно соблюдать последовательность действий и время на просушку слоев, в противном случае — либо стены так никогда и не станут ровными и гладкими, либо все несколько слоев потрескаются и отвалятся от бетонного основания.

Так и в случае с хной: если вы поспешите, и будете проводить окрашивание слишком часто, с превышением времени выдержки красителя на волосах — вы повредите волосы (пересушите их, сделаете жесткими и непослушными), либо совсем их потеряете (они просто отвалятся с корнем под своей непомерной тяжестью).

Все, кто начал окрашивать волосы хной еще в юности, достаточно «натренированы», поэтому для них всегда предусмотрены определенные «скидки». Но тем, кто решил перейти на натуральные красители только с появлением седины, спешить нельзя ни в коем случае! При постепенном и неторопливом продвижении к цели, с соблюдением всех правил окрашивания и мер предосторожности, краситель ляжет на волосы прочно и без потерь, а волосы приобретут долгожданный объем, густоту и будут расти почти вдвое быстрее.

При таком механизме окрашивания волос не только насыщается цветом и разглаживается, но и «запечатывается» в дополнительный защитный кожух, благодаря которому может противостоять внешним агрессивным факторам и удерживать влагу внутри живой сердцевины. Слой красителя на поверхности волоса играет и еще одну немаловажную роль — роль зеркального «отражателя», универсального УФ-фильтра. Все эти эффекты неоднократно проверены мною на практике: в жарких странах цвет моих волос не выгорает ни на солнце, ни под воздействием морской воды. Были даже курьезные случаи, когда окружающие к концу отпуска утрачивали любые сомнения в том, что это мой «натуральный» цвет волос.

Сейчас, когда механизм окрашивания стал вам понятен, стали очевидными и причины возникновения проблем при окрашивании седых волос.

Седой волос — это прозрачный стеклянистый волос, полностью лишенный собственного пигмента меланина, с большим количеством воздушных пузырьков внутри кортекса (благодаря которым волосы становятся легкими и пушистыми, но при этом непослушными, жесткими и, порою, извитыми). При окрашивании таких волос всегда возникают трудности. Полное отсутствие собственного пигмента не позволяет ограничиться простым «тонированием», поэтому для окрашивания седых волос в тот же цвет, что и у остальных волос, нужна комбинация как желто-красных, так и коричнево черных пигментов (смесь красителей).

Например, у вас русые волосы, значит красного и черного меланина у вас примерно поровну. Окрашивая свои волосы чистой хной, вы увеличиваете количество красного пигмента, но количество черного не меняется, что в итоге дает оттенок махагони.

17.JPG

В случае же седых волос, при окрашивании их хной (желто-красный пигмент) волосы приобретают абрикосово-апельсиновые тона (рыжие сорта хны) или нежно-розовые тона (медные сорта хны), так как собственный черный пигмент отсутствует и не может влиять на оттенок.

То же происходит и при одновременном окрашивании смесью хна/басма — хна более сильный пигмент (лучше абсорбируется волосом) нежели басма, а потому седые волосы будут иметь максимум светло-каштановый (охристый) оттенок.

18.JPG

Со временем (5-6 окрашиваний) и седые волосы закрасятся глубоко, надежно и навсегда — ни хна, ни басма своих позиций не сдают, в том числе и на седых волосах (это самый главный плюс натуральных красителей для седых волос — химические красители из них легко вымываются и процесс каждый раз приходится начинать заново).

Но и в случае натуральных красителей обладательницы седых волос всегда сталкиваются с «проблемой корней» — корни, окрашенные в апельсиновые тона, вопиют! Что же делать в этой ситуации?

Решением проблемы становится регулярное (каждые 8-10 дней) подкрашивание корней. Волосы растут примерно на 0,3 мм в сутки, соответственно, за 10 дней длина отросших корней составит не более 3-4 мм, которые не смогут создать цветового контраста в связи с малой видимостью. А к тому времени, когда длина отросших участков увеличится до хорошо видимой (1-1,5 см), они уже будут окрашены не менее 3-4 раз и глубина цвета прикорневой зоны перестанет контрастировать с основной длиной.

Вторым решением этой проблемы является двухэтапное окрашивание — сначала хна, затем басма. Так краситель с первого же раза ложится интенсивнее, и корни сразу получают более темный (менее контрастный) оттенок.

Такая техника очень сложна при окрашивании корней, когда красители последовательно должны наносится строго на определенную длину прилегающего к корням участка волос, но для обладательниц коротких и очень коротких волос, наносящих краситель на всю длину, а не только на корни, такой вариант является идеальным!

Схожая проблема ожидает и обладательниц волос, осветленных или окрашенных химическим красителем — естественно и плавно сравнять цвет волос «до и после», увы, не удастся — волосы навсегда сохранят «границу» цвета. Так что постепенно, сантиметр за сантиметром, их придется состригать — только так можно избежать контрастов.

А теперь пришла пора поговорить о минусах натуральных красителей. Как водится, есть свои слабые стороны и у них.

Большинство входящих в состав хны веществ оказывает исключительно положительный эффект, но есть и такие, влияние которых не так однозначно и его стоит минимизировать. Галловая кислота — вещество, которое, как и любые другие кислоты, сушит волосы. Также и дубильные вещества — соли галловой кислоты (по сути своей — полезные) могут причинить вред — добавить волосам жесткости и ломкости, что сказывается на внешнем виде волос (особенно, если волосы длинные). Такие последствия при окрашивании хной нередки и связаны с неправильным приготовлением смеси, слишком густым нанесением или слишком длительным (частым) применением красителя.

19.JPG

Для предотвращения вышеперечисленных проблем существует простое решение — обыкновенное растительное масло! Оно не только защитит волосы от разрушительного воздействия галловой кислоты, но и смягчит «цементный» слой таннинов, обеспечив сохранение мягкости и эластичности при регулярных окрашиваниях. Добавьте в красящую смесь немного растительного (или специального) масла и хна не причинит вашим волосам ни малейшего вреда. А о том, какие масла лучше всего использовать при окрашивании, я подробно расскажу вам чуть позже.

Так что не стоит демонизировать вред хны. Никогда и ни при каких обстоятельствах хна (даже без добавления масла в красящую смесь) не сможет высушить волосы так, как это делают химические красители!

Более того, у галловой кислоты и ее сложных эфиров (таннинов) есть и полезные свойства — это мощные антиоксиданты, польза которых в отношении нейтрализации свободных радикалов и радионуклидов известна всем. Благодаря им, хна и басма оказывают целительное воздействие не только на волосы, но и на кожу головы. Под воздействием дубильных веществ, происходит уплотнение белков кожи (дубление). Кожа становится плотнее и лучше противостоит инфекциям, химическому и механическому воздействию, что способствует более прочному укоренению волос, сокращению их потерь и быстрому росту.

Но есть у натуральных красителей и еще ряд особенностей, относимых к «минусам». На мой взгляд, именно они (а не мифический «вред», о котором постоянно твердят противники хны) снижают популярность применения хны и басмы.

Прежде всего — это трудоемкость и длительность процесса окрашивания. Использовать химический краситель гораздо проще и быстрее, и мало кто желает обременять себя лишними хлопотами. Наша собственная лень — первый враг всего натурального. Да, согласна, окрашивание волос хной — не для слабонервных. Здесь потребуется терпение, терпение, еще раз терпение и величайшая сила воли! Обычно, не трудно уделить себе любимой полчасика-часик на приятную расслабляющую процедуру. Но выкраивать на малоприятную процедуру окрашивания волос целый день, каждые две-три недели, да еще и месяц за месяцем, год за годом — это большая проблема. При этом, процесс окрашивания не только долгий, но и ужасно хлопотный — от приготовления смеси до ее смывания (иначе окрашивание натуральными красителями в специализированных салонах не стоило бы столь ощутимых денежных средств!).

Как же упростить процедуру и сэкономить время? Для этого тоже есть ряд мер, которыми вы можете воспользоваться. Вот их неполный перечень:

  • если вы достигли заданной глубины цвета и волосы по всей длине (за исключением прикорневой зоны) стойко и равномерно окрашены (особенно, если у вас длинные волосы), то необходимости каждый раз наносить краситель на всю длину волос больше нет, достаточно окрашивать только корни и прилегающий к ним отрезок в 5-8 сантиметров. После нанесения красящей смеси на корни, соберите остальные волосы в пучок и заколите их на затылке. Такое «частичное» окрашивание существенно сократит время нанесения и смывания смеси, а также в разы сократит расход дорогостоящего красителя. Помимо прочего, такая методика позволит сохранить заданную глубину цвета и предохранит концы волос от чрезмерного высушивания (и цементирования);

  • если для вас не проблема лечь спать попозже, а встать пораньше, и вы используете одноэтапную технику окрашивания — наносите краситель на ночь, примерно на 6 часов (как говорится, солдат спит, служба идет). Однако, в таком случае вы должны использовать очень жидкую красящую смесь, не гуще кефира, которая практически не держится на кисти, легко стекая с нее. В смесь нужно в обязательном порядке добавлять двойное количество масла, а между окрашиваниями делать масляные обертывания, чтобы волосы не потеряли своей мягкости и эластичности;

  • если ваши волосы не слишком загрязнены, проводите окрашивание без предварительного мытья волос. Красящая смесь в этом случае также должна быть достаточно жидкой, но масло добавлять не нужно — вашего собственного кожного сала будет достаточно для защиты волос и кожи головы — это также сократит время, необходимое на мытье и подсушивание волос до окрашивания;

20.JPG

  • совмещайте окрашивание с масками для волос. Добавляя в красящую смесь масляные маски или экстракты для укрепления и роста волос (или просто смеси жгучих пряностей и лекарственных растений), вы за тот же срок не только окрасите волосы, но и позаботитесь об улучшении кровоснабжения фолликулов и оздоровлении кожи головы. Однако следует помнить о том, что такой способ окрашивания применяется только на чистые волосы, а пряные смеси добавляются в разумном количестве, чтобы не получить ожога кожи головы;

  • совмещайте окрашивание с масляными обертываниями. Двойное количество масла в смеси, конечно же, оставит на волосах определенную жирность после смывания красителя, при этом вымыть волосы можно будет только через три дня. Но если вы не планируете посещать великосветские рауты, то сможете спокойно пережить это время с классическим гладким пучком. Зато после вы не узнаете своих волос! Они будут не только прекрасно окрашены, но и оживлены маслом на две-три последующих недели (практически до следующего окрашивания). Данный способ применяется также только на чистые волосы.

21.JPG

Должна заметить, что есть и еще одна существенная проблема натуральных красителей — узкий спектр получаемых при окрашивании оттенков (рыжий-красный-кирпичный-каштановый-коричневый-черный) и ограниченные возможности их индивидуального получения. Например, при использовании хны и басмы невозможно кардинально изменить цвет волос. Нельзя превратиться из брюнетки в блондинку — собственный пигмент меланин просто не позволит этого сделать. Нельзя получить оттенок светлее, нежели оттенок самой хны. Нельзя получить некоторые оттенки на волосах заданного типа.

Так как же разнообразить палитру и окрасить волосы в наиболее подходящий вам оттенок? Как сэкономить дорогостоящую хну без потери качества окрашивания и как правильно приготовить красящую смесь и нанести ее на волосы для достижения максимального эффекта? Вот об этом я и поведу речь в следующей, заключительной части моего рассказа. Заглядывайте непременно!

0
Елена Подгаецкая
Елена, добрый день!
Я будет ли статья про масла для волос?